Культурология
Культура античности.
1.Культура Древней Греции.
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI-IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII-VI вв. до н.э.),
- классический (V-IV вв. до н.э.),
- эллинистический (вторая половина IV-середина I в. до н.э.).
Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литература используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях – минойской и микенской (ахейской, эгейской).
Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода.
В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.
Крито-микенская культура.
Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже – та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта в 70-х гг. XIX в. благодаря археологическим раскопкам немецкого ученого Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Шлимана были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.
Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова – между Европой, Северной Африкой и Малой Азией – отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности.
Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов.
В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя располагались дома знати и придворных чиновников. Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка – в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке.
Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов были довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища.
На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.
Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески. Бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т.е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга. Качество глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах – небольших чашечках с очень тонкими стенками. Наряду с большими пифосами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов, сосудов с носиками и чашек.
Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.
Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.
Монументальная скульптура в критском искусстве не играла большой роли. Значительно большее значение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком.
В целом, критская культура передала впоследствии древнегреческой культуре радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство.
Когда не стало критской культуры (в результате серии землетрясений на острове Крит), на греческом материке еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены, расположенные на территории материковой Греции, в XVII-XIII вв. до н.э. превратились в один из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры, развивавшейся под сильным влиянием минойского Крита, считается период 1600-1200 г. до н.э. Слава Микен угасла между 1200 и 1150 гг. до н.э., когда дорийские племена уничтожили микенские укрепления.
Город Микены был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь (акрополь) с огромными купольными гробницами. Отсюда пошло название микенского архитектурного стиля – «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так называемая «Сокровищница царя Атрея» периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В гробницах найдены многочисленные драгоценные украшения.
Непременная часть убранства царских погребений – изделия из слоновой кости, янтаря, эмали – свидетельство обширных торговых связей микейцев. К монументальным постройкам можно отнести Львиные ворота: два колоссальных камня, покрытых толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся сверху колонна, - по бокам ее две стоящие в геральдической позе львицы. Специалисты именуют их одним из самых замечательных геральдических памятников всех времен, чисто минойским по своей технике и совершенно не минойским по своей монументальности.
Гомеровский период.
От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в XI-IX вв. до н.э.
Постепенно остров Крит завоевывают ахейские греческие племена. Гомеровский период характеризуется распространением керамики, мелкой пластики геометрического стиля и знаменитым эпосом. Этот период можно было назвать «смутным»: ахейцев вытесняют дорийцы, находящиеся на более низком уровне культурного развития. В это время Греция представляет собой сотни небольших полисов-общин, чье население в большей степени состояло из крестьян-земледельцев. Греция вступает из бронзового века в железный, но носителями новых возможностей становятся народы, более отсталые в культурном отношении. На многие десятилетия забывается письменность.
Основная ценность этой эпохи – воинская доблесть «арете». Основной формой общественного контроля является «культура стыда» - непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание.
Архаический период.
В отличие от Гомеровского периода, ученые больше знают о культуре архаического периода. В этот период (VIII-VI вв. до н.э.) проходила великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.
В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polis, лат. civitas) – города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.
В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология.
Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и представление греков о богах.
В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусств и наук.
В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624-546 до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок.585-525 до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок.611-546 гг. до н.э.) – анейрон (беспредельное).
Пифагор (ок.540-500 гг. до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок.554-483 гг. до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок.540-480 гг. до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.
В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т.е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н.э.), Сафо (Сапфо, ок.610-ок.580 гг. до н.э.), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н.э.) и др. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н.э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.
В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
К VI веку до н.э. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов.
Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н.э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.
Классический период.
Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (V-IV вв. до н.э.). Он связан с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.
В период классики скульптуры переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.
Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода (например, Мирон (V в. до н.э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела).
Основным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.
В литературе были созданы жанры трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V в. до н.э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.
Эсхил (525-456 гг. до н.э.) ввел в представление второго актера – таким образом возникли диалог и драматическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась. И фабулу произведения раскрывали актеры, число которых у Софокла (ок.496-406 гг. до н.э.) достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.
Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы, драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. По традиции первым драматургом и актером считается Феспид, который в 534 г. до н.э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.
В V в. до н.э. получает развитие греческая историография. Геродот (484-425 гг. до н.э.) прозванный «отцом истории», написал «Историю», основным сюжетом которой были Греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.
Пятый век до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый известный храмовый комплекс – афинский Акрополь. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений – пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин – Парфенон. В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифология древних греков. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
В IV в. до н.э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа – Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ (ок.470-399 гг. до н.э.) явился родоначальником диалектики как метода, отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Цель его философии – самопознание как путь к постижению истенного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Платон (427-347 гг. до н.э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу – Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия, вещи – подобие и отражение идей.
Ученика Платона – Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 г. до н.э. Аристотель основал Ликей (школу). Он был воспитателем Александра Македонского. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др.
Эллинистический период.
Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323-30 гг. до н.э.) – эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского.
В 338 г. до н.э., после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II – отцу Александра Македонского.
Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок.287-212 гг. до н.э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук – математики, механики, астрономии, географии.
Аристарх Самосский (ок.320-250 гг. до н.э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190-125 гг. до н.э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н.э.) создал прообраз паровой турбины. Герофил (рубеж IV-III вв. до н.э.) и Эрасистрат (ок.300 до н.э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и Пергаме.
В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч.
Характерные черты скульптуры того времени – интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы – в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считается не дошедший до нас Колосс Родосский – бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.
2. Культура Древнего Рима.
Древняя история Рима легендарна. Историю Древнего Рима принято делить на несколько периодов:
I период – Рим при царях (753-510 гг. до н.э.);
II период – До Пунических войн (265 г. до н.э.). Рим при консулах;
III период – До битвы при Акциуме (31 г. н.э.). Рим при сенаторах;
IV период – Эпоха императоров до падения Западной римской империи (476 г. н.э.).
Древний Рим в 753 г. до н.э. основан Ромулом, располагался на семи холмах на левом берегу Тибра: Палатинский (древнейшая часть), Капитолийский, Квиринальский, Авентинский, Целийский, Эсквилинский и Виминальский. Император Сервий окружил холмы стеной. После разрушения Рима галлами в 390 г. до н.э. город был восстановлен, со времени Суллы быстро украшался великолепными постройками, особенно при Августе, разделившем Рим на 14 частей. После пожара при Нероне (64 г. н.э.) Рим был отстроен. Во время Великого переселения народов Рим подвергался опустошениям.
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и овальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим – родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.
Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.
Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Различие между римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во многом аналогично, изначально проявилось в различии мифологий. Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за конкретные различные явления и функции. Такая же жесткая и расписанная регламентация лежит в основе организации государства, зафиксированная и развитая в форме римского права.
История римской религии может быть разделена на три периода: древнейший, состоявший в развитии национальных религиозных форм и идей; республиканский, сводившийся к борьбе национальных религиозных представлений с иноземными (преимущественно греческим); императорский – период упадка, ознаменованный введением новых культов (императорских и восточных) и появлением религиозного синкретизма. Римская религия первоначально сводилась к анимизму, вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших. Для римлян боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов.
Культ предков и священный огонь служили внутренней связью между членами одной родственной группы. Римляне знали еще религию природы, с бесконечным рядом божеств, олицетворяющих ее силы. Не в мифологии, а в строго формальном культе заключалась суть римской религии, чисто римского понятия (religio – слово римского происхождения, означает «связь»), ставшего достоянием всего мира.
Римское право в широком смысле обнимает собой как материальное право (гражданское и уголовное), так и гражданский и уголовный процесс и государственное право. В более тесном смысле под римским правом подразумевают систему римского гражданского права, оказавшего могущественное влияние на юридическое развитие Западной Европы. Древнейшим в истории римского права являются Законы XII таблиц. Вторым источником римского права служили правовые нормы, заимствованные от покоренных и союзных народов. Особенности римского права: консерватизм в отношении формы и необыкновенная жизненность и широкая космополитичность по внутреннему содержанию. Вместе с тем римские юристы отличались строгой последовательностью и логичностью в разработке всех частностей и изящной формулировкой юридических определений.
Римское искусство.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренные эстетический вкус аристократов. Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянами перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы – в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т.д.
Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены – аспида; так родились основные элементы будущих христианских храмов.
Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский – гладкие колонны на основании. В императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского храма – круглый.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар.
Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин – туника и тога, у женщин – туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.
Во время правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этруски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции – не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились, и родился новый жанр – смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности.
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь «Одиссеи» и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений.
Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в качестве личностного сознания. Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Признаком этого процесса является появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека (как это было в Греции). В Риме же таким признаком стало и появление портрета. Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Отсюда погружение в александрийскую ученость, использование уже отработанных выразительных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков был Катулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихотворения. И в тех, и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику.
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т.к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл, Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием «Энеиды» - эпической поэмы о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа. Как «Илиада» - идеологическое осмысление единства греческой нации, так «Энеида» - это осознание единства Рима с Италией. Однако именно в «Энеиде» впервые чистой нотой зазвучал подлинный национальный патриотизм.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм – писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман.
Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а также преобладание обыденного утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земным приключениям и любовным переживаниям («Дафнис и Хлоя» Лонга). Заметная деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживания ее героев – это страдания собственника, лишенного собственности.
Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).
В римском обществе преобладала тенденция к объективному идеализму, так же как преобладало по численности население, жизнь которого не зависела от него самого, а зачастую не принадлежало человеку и собственное тело. Оправдание (и даже похвалу) собственного бессилия и вынужденного аскетизма римляне находили в стоицизме, сторонниками которого были и крупнейшие римские философы вместе с Сенекой, и император Марк Аврелий. Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря Брут, энциклопедист Варрон, представители высших слоев.
Хотя в стоицизме много общего с субъективным идеализмом и от тоже искал решение внешних проблем в изменении к ним своего отношения, юристы-стоики настаивали на незыблемости внутренних нравственных законов, вытекающих, прочем, из договорных отношений между людьми. Целью законов являлась защита частной собственности, точнее, права на частную собственность, к которому сводилось моральное равенство людей. Субъективизм был ответом на невозможность противостоять внешнему существу, которое Сенека не решался назвать как-нибудь определенно (богу, року).
В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера – неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков вк
Насос для подачи бетона. . На выгодных условиях город иу китай по низкой цене.