Политическая мысль
Специфика изучения российской политической мысли
В настоящее время в России формируется новая политическая культура. Какой она станет, во многом зависит от переосмысления ценностей собственного народа, понимания национальной значительности истории. Таким образом, актуализируется проблема исследования политического наследия русских мыслителей. Это необходимо и для того, чтобы выяснить по каким образцам будет дальше развиваться отечественная политическая наука, с какой точки зрения тот или иной подход будет использоваться учеными-исследователями. Современные исследования политической мысли России должны стать составной частью фундамента для формирования науки о российской политике, вывести ее из тени истории. Обращение к собственному наследию позволит создать основания преемственности в отечественном политическом дискурсе, поможет в поиске собственных позиций, как в анализе общемировых проблем, так и оценке процессов в собственной стране, определение ее реального положения в мире. Актуальность данной проблемы бесспорна.
Другое дело, что сегодня на отечественной политической карте еще очень много белых пятен требует элементарного описания, типологизации и характеристики очень многих явлений и только спустя какое-то время может появиться теоретическая модель или разные модели, конкурирующие между собой, которые будут в состоянии что-то объяснить. Тем не менее, сегодня, опираясь на российский опыт, через его освоение, необходимо пополнять интеллектуальный багаж молодого поколения в высшей школе. Изучение политической мысли и российской мысли в частности помогает формировать политическую культуру студентов, вырабатывает мировоззренческие и ценностные критерии оценки текущих событий, умение связывать политическое прошлое с настоящей общественной практикой.
В настоящее время существует две группы политологов, которые выражают две разные точки зрения об оценки политической мысли в мировой науке. Первые, утверждают, что мыслители прошлого разрабатывали актуальные для своего времени проблемы и что эти проблемы остались в их эпохе, а в современное время существуют совершенно другие проблемы. Таким образом, делается вывод, что изучение политической мысли практического значения не имеет (например, М. Доган назвал историю политической мысли «политической археологией» и «паломничеством на кладбище политических идей»). Вторые, к которым относится большинство политологов, считают такую позицию необоснованной и вредной для политической науки, резонно замечая, что не все так быстро меняется (например, менталитет).
Менталитет (от англ. mentality) – обобщенное понятие, отчасти образно-метафорическое, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроения (напр., национальный – русский, грузинский, немецкий и др. или региональный – скандинавский, латиноамериканский и др.). |
Современные подходы в оценки политической мысли России.
1998 г. стал рубежным годом в изучение российской политической мысли. До этого времени отечественные политологи проходили период ученичества, и многие из них считали, что российские политические мысли не самобытны. 1998 год подвел черту под развитием нашей страны по западноевропейской модели не состоятельной для России.
В начале 2000 года, редакция журнала «Полис» («Политические исследования») вместе с РАПН (Российской Ассоциацией Политической Науки) провели опрос среди политологов о состояние и перспективах развития политологии в России и получили на них первые ответы. По-разному оценивая современное состояние российской политической науки, многие отечественные политологи связали ее будущее с изучением национального теоретического наследия.
Если говорить о начале отсчета в развитии политической мысли в России, то можно выделить несколько точек зрения специалистов по этому вопросу.
Сторонники первой точки зрения связывали зарождение российской политической мысли с началом демократического транзита в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. (в основном, это часть радикальной прозападно настроенной интеллигенции «ельцинской» эпохи).
Те, кто склоняется ко второй точки зрения, считают, что политическая мысль в России начала развиваться с начала XIX в. и ее становление связано с известным общественным деятелем того времени, основателем русской политико-правовой традиции М.М. Сперанским (например, отечественный ученый Ю.С. Пивоваров в работе «Очерки о политической мысли в России» посвятил М.М. Сперанскому целую главу под названием «Гений блага»).
Существует и третья, наиболее популярная сегодня, точка зрения, которой придерживаются многие политологи, юристы, и историки. Они связывают зарождение российской политической мысли с появлением оригинальных русских сочинений XI века.
Ваш Консультант
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк
Для вас в нашей организации ekm по невысоким ценам.