Государственное регулирование национальной экономики

 

 

1. Важнейшие макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.

Проблемы экономического роста являются центральными для национальной экономики. От него в конечном счете зависит качество жизни населения. Поэтому его регулирование входит в число важнейших направлений государственной экономической политики. Для разработки ее в актуальном и результативном виде она должна опираться на объективные показатели состояния экономики, ее динамики, а также учитывать эффект от осуществляемых мероприятий.

         Для этих целей до 1980 г. в СССР использовались данные о совокупном общественном продукте и национальном доходе. Они были необходимы для определения сводного показателя баланса народного хозяйства (БНХ). Для его расчета использовалась трудовая теория стоимости, а в качестве сферы, в которой производится национальный доход, рассматривались отрасли материального производства.

         Так как этот показатель допускал двойной счет, то он не позволяет оценить реальное состояние национальной экономики. В этой связи во второй половине ХХ в. экономически развитые страны, кроме СССР, отказались от его использования для оценки состояния и уровня развития национальной экономики.

         В качестве эквивалентного заменителя показателя «совокупный общественный продукт» (СОП) был разработан другой показатель – «валовой национальный продукт» (ВНП). Его использование на практике относится к 1953 г., когда он стал основой системы национальных счетов (СНС), которая позволяла произвести актуальное и объективное сравнение уровня развития различных национальных экономик. Сегодня эту систему оценки состояния национальной экономики используют более чем 100 стран мира, она широко используется ООН в качестве основного макроэкономического показателя.

         ВНП отражает совокупную стоимость объема благ, произведенных в национальной экономике, на определенном временном промежутке, обычно за год.

   Показатель ВНП отражает такие особенности, как:

   1) ликвидация повторного счета. Учитывается исключительно совокупная стоимость конечных произведенных благ. Для этого из расчетов исключается стоимость промежуточных благ – благ, используемых для производства других благ. Соблюдение этого параметра требует, чтобы на каждом отдельном этапе расчета ВНП применялась исключительно добавленная совокупная стоимость – рыночная стоимость блага, произведенного определенной организацией, за исключением внешних издержек на ресурсы;

   2) использование финансового выражения результатов деятельности национальной экономики вместо натурального выражения. Это позволяет оценить в едином финансовом показателе результативность деятельности хозяйствующих субъектов по различным направлениям;

   3) введение показателя ВНП, характеризующего стоимость не только произведенных товаров, но и услуг в национальной экономике. Учет результативности производства нематериального сектора экономики позволяет более полно и объективно оценить ее состояние.

          Показатель ВНП исключает добавленную стоимость – затраты, необходимые для создания определенного блага, например транспортные расходы, оплата труда сотрудников, амортизация. Он включает исключительно стоимость только конечного, созданного и реализованного блага.

          В ВНП не включаются следующие стоимостные показатели:

   1) трансфертные платежи, например выплаты по социальному обеспечению и страхованию. Это связано с тем, что они делаются на безвозмездной основе и не могут являться вознаграждением;

   2) стоимостная оценка сделок с ценными бумагами, так как они не говорят о реальном результате экономической деятельности;

   3) совокупная стоимость проданных по комиссии товаров.

         Обычно расчет ВНП производится двумя основными способами:

   1) суммированием всех расходов на конечный продукт;

   2) сложением всех финансовых доходов от производства на определенном промежутке времени.

         Одновременное использование этих двух методик расчета позволяет повысить объективность показателя ВНП, исключить возможность его искажения.

         Методика расчета ВНП в результате сложения расходов исходит из деления расходов на определенные группы – обычно их выделяют четыре:

   1) потребление. Это финансовое выражение всех приобретаемых благ (товаров и услуг) как для кратковременного, так и длительного использования;

   2) инвестиции, включающие финансовое выражение производственных капиталовложений, затрат на капитальное строительство, количественный прирост товарных запасов хозяйствующих субъектов. В этот показатель включаются капитальные вложения в основной капитал и стоимостная оценка капиталовложений на приобретение машин, необходимых для обеспечения производственного процесса. Он отражает расходы хозяйствующих субъектов, которые не принадлежат государству, а также то, что они находятся в собственности лиц, находящихся на территории определенной страны. Инвестиции иностранных хозяйствующих субъектов из расчета исключаются;

   3) расходы государства. Это совокупная стоимость благ (товаров и услуг), приобретаемых государственными и муниципальными органами власти для обеспечения своих нужд, в финансовом выражении;

   4) чистый экспорт. Это финансовое выражение разницы объема импорта и экспорта национальной экономики. Если национальная экономика закупает больше благ у другого государства, то она делает прямые вложения в иностранную экономику. В этой связи используется понятие отрицательного и положительного сальдо экспорта национальной экономики.

         При использовании методики расчета ВНП по доходам суммируется в финансовом выражении совокупная добавленная стоимость. Для этого производится сложение совокупных доходов хозяйствующих субъектов, процента, оплаты труда, амортизации, косвенных налогов.

         Методика расчета ВНП по доходам включает сложение следующих элементов, в финансовом выражении:

   1) амортизация. Это финансовое выражение совокупной стоимости, отчислений, необходимых для приобретения средств производства. Этот показатель рассчитывается как разница между объемом чистых и валовых инвестиций, произведенных в рамках национальной экономики;

   2) косвенных налогов, составляющих промежуточное значение между ценой реализации товара и его себестоимостью;

   3) оплаты труда сотрудников, получаемой в результате сложения совокупных заработной платы, различных премий, а также отчислений с заработной платы в пользу государства;

   4) доходов от ренты. Это доход владельцев основных экономических ресурсов, получаемый в результате сдачи во временное пользование;

   5) процента. Это совокупная стоимость всех отчислений за использование капитала;

   6) прибыли хозяйствующих субъектов. Это совокупное финансовое выражение только той части прибыли, которая остается у хозяйствующего субъекта после оплаты труда сотрудников и внесения необходимых обязательных платежей в пользу государства. Этой прибылью хозяйствующие субъекты имеют право распоряжаться по своему усмотрению, направляя ее на различные нужды, например, на развитие и увеличение масштабов производства;

   7) доходов собственников.

          В результате сложения всех перечисленных элементов получается тождество системы национальных счетов.

         Для того чтобы максимальной объективно отразить ВНП, его делают максимально независимым от изменения цен. Выбирается определенный базисный год, а все остальные расчеты производятся при соотнесении с ценами с этого года. В результате вычисляется реальный ВНП – совокупная стоимость всех произведенных в национальной экономике благ в ценах, соотнесенных с базисным годом.

         Вместе с ВНП для определения состояния национальной экономики используются следующие показатели:

   1) чистый национальный продукт (ЧНП). Он вычисляется в результате вычитания из ВНП стоимости всех амортизационных отчислений;

   2) национальный доход (НД). Вычисляется в результате вычитания из ЧНП совокупных косвенных налогов в финансовом выражении.

          Начиная с 1990 г. в качестве основного показателя функционирования национальной экономики в России используется такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП). Он определяется ежегодно государственным комитетом по статистике РФ.

          ВВП представляет собой совокупную стоимость всех благ, произведенных в национальной экономике, вне зависимости от национальной принадлежности собственника хозяйствующего субъекта. Этот показатель является дополняющим к ВНП и характеризует результативность экономической деятельности на всей территории национальной экономики. Он не учитывает национальную принадлежность хозяйствующего субъекта, а ВНП исключает из расчета доходы, полученные гражданами страны при экономической деятельности в другой стране.

         При объективном расчете показатель ВВП и ВНП не может различаться более чем на 1 %, в противном случае при их расчетах допущены ошибки, или же некоторые показатели сознательно искажены.

         ВВП и ВНП используются для определения состояния национальной экономики. С их помощью можно определить экономический потенциал страны, а также темпы и основные показатели роста и развития национальной экономики.

 

2. Социальная сфера национальной экономики.

         Показатели занятости и безработицы имеют большое значение для функционирования национальной экономики. Это связано с тем, что для развития экономики необходимо максимально полное использование имеющихся ресурсов, в том числе и трудовых. Если не используются все доступные трудовые ресурсы, то национальная экономика не может достигнуть максимально высоких показателей экономического роста. Поэтому показатели занятости и безработицы могут служить одними из основных характеристик темпов развития национальной экономики.

         Занятость населения – это деятельность человека, в процессе которой он вступает в определенные социально-экономические отношения, которая позволяет получать определенный доход, направляемый на реализацию его потребностей.

         Увеличение занятости населения является основным направлением государственной экономической политики, так как это позволяет увеличить объемы произведенного общественного продукта, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество жизни.

         В переходном типе экономики выделяются следующие формы занятости населения:

   1) рациональная, исходящая из реальных потребностей производства в трудовых ресурсах: занято столько, сколько необходимо экономике. Он не может быть признан оптимальным. В этой модели государство полностью устраняется от влияния на рынок труда;

   2) эффективная, исходящая из необходимости активизации экономического роста. В этой модели производство ориентировано на максимально полное использование трудовых ресурсов, имеющихся в распоряжении национальной экономики.

          Противоположным занятости является показатель безработицы. Это наиболее характерное явление для переходной экономики, которое в полной мере относится и к России. По сути, безработица оказывает неоднозначное влияние на экономику России.

         Позитивное влияние безработицы заключается в том, что она является побочным явлением трансформации национальной экономики. При ее отсутствии было бы заторможено общественное воспроизводство, для которого необходимы дополнительные ресурсы. Также она повышает степень эффективности использования занятых в экономике трудовых ресурсов.

         Негативное влияние безработицы на переходную экономику сводится к следующему:

   1) снижаются темпы экономического роста в результате неполного использования трудовых ресурсов. Как показывает статистика, существует прямая зависимость между ВНП и объемом безработицы. Так, уменьшение объема безработицы на 1% позволяет увеличить ВНП на 2%;

   2) высокий уровень безработицы приводит к дисбалансу рынка труда, в результате которого работодатели получают большую экономическую власть на установление уровня оплаты труда. Население соглашается на тот уровень оплаты труда, который предлагает работодатель;

   3) снижается качество трудовых ресурсов в результате того, что длительный период отсутствия практики снижает профессиональный уровень. Состояние безработицы оказывает негативное влияние на общее психологическое состояние человека – снижение самооценки, суицид, депрессии, стресс;

   4) снижается уровень жизни населения в связи с тем, что экономически активное население способно самостоятельно формировать свой уровень жизни. У безработных такая возможность отсутствует, так как пособия по безработице не позволяют это сделать.

         Большое значение имеет не только экономическое, но и социальное влияние безработицы. Сюда относится то, что она может стать катализатором социальных потрясений.

         Особенность структуры безработицы в России обусловлена тем, что ее объем существенным образом отличается от объемов производства. Снижение объемов производства на 40% привело к повышению уровня безработицы на 10%.

         Для анализа состояния рынка труда в переходной экономике используется официальная статистика – данные Госкомстата. Следует учитывать, что эти данные не всегда объективны. Поэтому сообщаемый объем безработицы в несколько раз меньше реального.

          Трансформация национальной экономики оказала большое влияние на функционирование рынка труда. Переход от плановой к рыночной экономике, ухудшение социально-экономической ситуации негативным образом сказались на состоянии трудовых ресурсов. Сюда относится и большой объем эмиграции специалистов высокой квалификации. Это серьезным образом сказалось на общем снижении качества трудовых ресурсов, но с другой стороны, снизило объемы безработицы.

          Переход к рыночным механизмам регулирования рынка труда принес и основное положительное явление – изменилось значение человека в трудовых отношениях. Он стал занимать более активную позицию, трансформировался в полноправный субъект экономической деятельности, который оказывает большое влияние на функционирование национальной экономики.

         Претерпел изменение и подход к занятости населения в сторону повышения его эффективности – формирование такого функционального состояния рынка труда, в котором он становится источником активного развития национальной экономики.

         Особенность структуры занятости в России состоит в том, что государство все более устраняется от регулирования рынка труда. Существующая система служб занятости не может осуществить эффективного трудоустройства. В этой ситуации население может рассчитывать только на самостоятельное трудоустройство, без помощи государства. Получила широкое распространение нелегальная трудовая деятельность либо в форме организации незарегистрированных предприятий, либо трудоустройство на временной основе, без оформления трудового договора.

         Население прибегает к нестабильным формам трудовой деятельности, главное – получение дохода. Одновременно с этим именно в переходной экономике у людей обостряется необходимость в постоянной и устойчивой трудовой деятельности, которая позволяет получать стабильный доход.

         Отличительной особенностью является то, что они готовы идти и на достаточно низкий уровень дохода – главное его устойчивый характер.

          Основная задача переходной экономики России состоит в создании реально работающей национальной экономики. В связи с чем повышается значение рынка труда – он должен стать источником преобразований и устойчивого функционирования. Для достижения такого состояния имеет большое значение активная позиция государства в отношении регулирования рынка труда, а именно занятости населения.

         Для регулирования занятости государство может применять следующие механизмы:

   1) макроэкономические, основанные на использовании бюджетных, налоговых, кредитных, фискальных и чисто финансовых мер для уменьшения объема безработицы;

   2) социальные, заключающиеся в установлении минимальных социальных гарантий жизненного уровня, для того чтобы человек, не имеющей работы, смог найти новую;

   3) регулирующие, заключающиеся в искусственном создании рабочих мест, финансировании центров, способствующих трудоустройству населения.

         Чрезмерный уровень безработицы оказывает негативное влияние на состояние национальной экономики и непосредственно на уровень жизни населения. В связи с чем в этой сфере необходимо формирование активной государственной политики, направленной на формирование развивающегося и устойчивого рынка труда. Для этого должен привлекаться широкий спектр как экономических, так и законодательных рычагов.

 

3. Инвестиционные процессы в национальной экономике.

Инвестиционная деятельность играет важную роль в развитии экономики. Государственное регулирование инвестиционного процесса должно быть направлено как на активизацию источников накопления внутри страны, так и на широкое привлечение зарубежного предпринимательского капитала.

Под инвестициями понимается авансирование денежных средств для получения дохода.

Инвестиции – это долгосрочные вложения средств (денежных и материальных), интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли, предприятия, программы, отдельные мероприятия с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов.

Согласно Закону РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Субъектами инвестиций выступают инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане республики и зарубежных стран.

Объектом инвестиций могут быть:

1.                 строящиеся или реконструируемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

2.                  комплексы строящихся объектов, ориентированных на решение одной задачи – программы, т.е. программы федерального, регионального или иного уровня;

3.                 производство новых изделий на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций;

4.                 разработка новых изделий;

5.                 внедрение новой техники в действующее производство;

6.                 интеллектуальная собственность.

Объекты инвестиций различаются:

·                    направленностью проекта (коммерческая, социальная, связанная с государственными интересами и т.д.);

·                    масштабом проекта;

·                    характером и содержанием инвестиционного цикла;

·                    характером и степенью участия государства (государственные капитальные вложения, налоговые льготы, гарантии и т.п.);

·                    эффективностью использования вложенных средств.

В зависимости от оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции включают вложения  средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные (патенты, лицензии, ноу-хау и др.).

Финансовые инвестиции – это вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации  и др.), а также целевые банковские вклады, депозиты и т.д. 

Интеллектуальные инвестиции – это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.

По характеру участия в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.

Под прямыми инвестициями понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств без посредников.

Непрямые инвестиции – это инвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства в объекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими и распределяет часть прибыли среди клиентов.

Вложения в ценные бумаги называют  портфельными инвестициями. 

В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности выделяются:

·                    государственные инвестиции (средства бюджета, внебюджетных фондов, заемные средства, а также средства государственных предприятий: собственные и заемные);

·                    инвестиции граждан;

·                    инвестиции негосударственных предприятий;

·                    иностранные инвестиции;

·                    совместные инвестиции.

Инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты – это капитальные вложения.

Капитальные вложения различаются по назначению, характеру воспроизводства, отраслевой, территориальной и технологической структуре, а также  источникам финансирования.

В зависимости от назначения различают капвложения, направляемые в производственные и непроизводственные фонды.

Отраслевая структура характеризуется распределением капвложений между отраслями народного хозяйства страны.

Территориальная структура характеризуется соотношением капвложений по регионам страны.

Технологическая структура – это соотношение капвложений на СМР, оборудование, инструменты, инвентарь, проектно-изыскательские  и прочие работы и затраты.

Воспроизводственная структура характеризует распределение капвложений между различными видами воспроизводства основных производственных фондов: на реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий и новое строительство.

Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе проектно-изыскательской документации представляет собой инвестиционный проект.

 

Ваш Консультант 

 

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграм

В нашей компании искусственная трава по невысоким ценам.

Европейское Открытое Бизнес-Консультирование

В г.Ростове-на-Дону с января 2012 года начало действовать европейское открытое бизнес-консультирование (частная практика). Консультации проводит профессиональный бизнес-тренер с большим опытом работы.

ЭЛ БО "Интернет-университет"

С 12.12.11 г. в ЭЛ БО "Интернет-университет" идет набор групп для дистанционных консультанций. Тема ближайшего курса консультаций: "Работа с возражениями".

 

Актуальная информация в разделе

Новости на страничке нашего сайта "Психология и психофизиология профессиональной деятельности"! Тренинг мастерства общения. Риторика! Полезная информация в доступной форме на нашем сайте.

Портал Урал-Бизнес-Образование: тренинги, семинары, обучение
Нравится