Отечественная история

 

История как наука и учебная дисциплина.

В самом широком смысле слова термин история имеет несколько значений. Это, может быть, простой рассказ, жизнь отдельной личности, эпизод из жизни человека. Но этим не ограничивается история. Она реконструирует события, процессы. Ее конечная цель – увидеть и понять, что случилось. История – в переводе с греческого – это исследование, повествование того, что известно.

История – означает отражение в нашем сознании фактов, т.е. формирование исторического представления или сознания. Российский историк Н.М. Карамзин называл историю «священной книгой народов».

Историческая наука – это наука о прошлом человечества, его развитии, т.е. исторического процесса, со всей его разновидностью.

Данная наука служит практическим целям человека и общества. Прежние представления об истории уходят в прошлое человечества. Каждое  новое поколение людей требует обновления, новых исторических взглядов. Мы знаем историю не из одних только учебников по истории, существует много обобщающих работ по различным историческим проблемам. «История отражает исторический процесс человеческого общежития», говорил российский историк В.О. Ключевский.

Главная функция исторического образования, наряду с другими гуманитарными дисциплинами (философия, социология, психология, политология) – заключается в формировании у человека исторического мышления, понимания исторических и политических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

 

Основные подходы в историческом познании.

         Существует две точки зрения о развитии исторического процесса.

1 точка зрения: Существует определенная закономерность в развитии.

2 точка зрения: У исторического процесса нет целенаправленности. Все решает случай. Исторический процесс имеет хаотическое развитие.

         В рамках первой точки зрения выделяют несколько подходов: революционный, формационный, цивилизационный.

         Революционный подход (марксизм) был разработан немецкими философами Карлом Генрихом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), поддержан и дополнен русским революционером и мыслителем Владимиром Ильичем Лениным (Ульяновым) (1870-1924).

В данном подходе развитие общества рассматривается с позиций позиции общестенно-экономических формаций. Формация – это 1) исторический период в развитии общества или 2) характеристика общества. К.Маркс выделял пять формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

         Оценочным критерием в формационном подходе выступает – прогресс в средствах производства.

         Революционный подход – это конфликтная теория, т.к. ее сторонники считают, что общество развивается за счет конфликтов, которые в нем возникают. Конфликт между классами – это главный конфликт по формационной концепции. После К.Маркса и Ф.Энгельса полнее развивал эту концепцию В.Ленин. Суть развития общества по ленинской теории – в классовой борьбе. В обществе возникают противоречия из-за собственности, из-за стремления к власти. Таким образом, собственность и власть – способствуют развитию общества. Верх развития человечества – коммунизм, т.к. в коммунистическом обществе нет стремления к собственности и власти, а собственно и нет конфликтов. Коммунистическое общество – это совершенное общество, которое знаменует собой конец истории.

         Кроме марксизма, элементы формационного подхода существуют у достаточного количества исследователей. Так ряд западных ученых последний этап развития человечества называют – постиндустриальным, или информационным периодом. Разница заключается лишь в определении главной характеристики этого общества: развитие индустрии или ведущей сферы деятельности человека (сегодня выделяют информацию – знания – интеллект). В формационном подходе нет места личности, также за его рамками осталась культура, что является одним из недостатком данного подхода. Но, формационный подход обязательно выявляет зависимость одной эпохи от другой.

         Цивилизационный подход. Его основателями считают немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера (1880-1936) и английского историка и философа Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975). В основе этого подхода лежит сравнительный анализ мировых цивилизаций по отдельным параметрам или в целом. Выделяется уникальность каждой цивилизации в отдельности. Доказывается их несводимость к одной характеристике или совокупности характеристик. Цивилизационный подход может рассматривать историю как совокупность множества цивилизаций, не выстраивая их субординацию (различия). Данный подход более нейтрален и объективен, чем революционный. В его основе лежат более широкие и емкие понятия, охватывающие черты и признаки развития общества, которые представляют собой величины более долговременные, нежели социально-экономические факторы. Это сферы: территориально-природная, языковая, духовно-нравственная, религиозная, этническая. Это именно те сферы, которые выражают интересы общества в целом и характеризуют его в целом.

         Культурологический подход. Был разработан русским философом, публицистом и социологом Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). Великий мыслитель разработал теорию культурно-исторических типов, в основе которой была попытка понимания специфики культуры той или иной страны или нации.

         Сторонники второй точки зрения утверждают, что у исторического процесса нет целенаправленности, и он имеет хаотическое развитие. Все решает случай. Эта точка зрения представлена в синергетическом подходе, суть которого заключается в том, что нет никакой определенности в развитии. Общество иногда находится в таком состоянии, из которого нельзя определить его движение – точка бифуркации. Бифуркационный процесс – процесс не предсказуемый, таким образом, общество – саморазвивающаяся система.

         Данный подход, под влияние глобализационных процессов в мире, с одной стороны, и с увеличением конфликтов в мировой политике (ситуация с Ираком, Ираном, Ливано-израильский война), с другой стороны  в настоящее время находит все больше и больше сторонников в научных гуманитарных кругах. В то же время, первая точка зрения сегодня остается официально доминирующей в гуманитарных науках.

 

Ваш Консультант

 

Европейское Открытое Бизнес-Консультирование

В г.Ростове-на-Дону с января 2012 года начало действовать европейское открытое бизнес-консультирование (частная практика). Консультации проводит профессиональный бизнес-тренер с большим опытом работы.

ЭЛ БО "Интернет-университет"

С 12.12.11 г. в ЭЛ БО "Интернет-университет" идет набор групп для дистанционных консультанций. Тема ближайшего курса консультаций: "Работа с возражениями".

 

Актуальная информация в разделе

Новости на страничке нашего сайта "Психология и психофизиология профессиональной деятельности"! Тренинг мастерства общения. Риторика! Полезная информация в доступной форме на нашем сайте.

Портал Урал-Бизнес-Образование: тренинги, семинары, обучение
Нравится